MBA логистика

Картинка к статье MBA логистика

Курс MBA логистика в нашей стране можно прослушать только в семи учебных заведениях:

  1. Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС (Институт),
  2. Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО (У) МИД России,
  3. Факультет «Институт менеджмента и маркетинга» Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
  4. Московский технологический институт,
  5. Высшая школа бизнеса Государственного университета управления,
  6. City Business School,
  7. Международный центр подготовки кадров в области логистики НИУ "Высшая школа экономики".

Все учебные заведения имеют аккредитацию в AMBA (Association of MBAs), за исключением City Business School, которая аккредитована в EDLA (Европейская Ассоциация Дистанционного Обучения и Образования) и РАБО (Российская Ассоциация бизнес - образования).

Ряд учебных заведений, не имеющих международной сертификации, также предлагают свою программу по этому курсу MBA. Среди них можно выделить Русскую школу управления.

Слушатели этих учебных заведений получают специализацию MBA:

  • Управление цепями поставок,
  • Международные транспортные операции,
  • Стратегическая логистика и бизнес-аналитика.

Продолжительность обучения от 1,5 до 2, 5 лет. Обучение возможно в трех видах:

  • Очное (вечернее),
  • Заочное (модульное),
  • Дистанционное (Представлено City Business School).

Обучение доступно специалистам с высшим образованием, имеющим стаж не менее 2 лет на руководящих должностях.

Содержание программы

Обучение логистике в бизнес-школеВ России большинство компаний (около 80%) все задачи логистики решают самостоятельно, не прибегая к услугам профессионально ориентированных по управлению цепями перевозок фирм, поэтому потребность в квалифицированных специалистах этого профиля крайне высока. Программа MBA логистика предназначена для достижения действующими специалистами этой деятельности профессионализма и обучения их новейшим технологиям логистического бизнеса. При выборе программ обучения следует руководствоваться задачами, поставленными перед управляющими логистическими процессами в компании и уровнем их подготовленности в данный момент. При достаточно высоком уровне подготовки менеджеров высшего звена, занятых процессами управления цепями поставок, следует ориентироваться на программы MBA, где в учебном плане профильные дисциплины занимают не менее 50% учебного плана. Если на обучение направляются руководители, не имеющие профессиональной подготовки, лучше ориентироваться на программы MBA логистика в институте МИРБИС и другие учебные заведения, в которых общетеоретический курс подготовит слушателей к вхождению в профильные дисциплины для более полного их усвоения.

В общетеоретический курс обучения включены следующие предметы:

  • Введение в экономику,
  • Современный менеджмент,
  • Управление финансами,
  • Маркетинг и конкурентоспособность,
  • Теория предпринимательства.

Профессиональные дисциплины представлены следующими курсами:

  • Основы логистики,
  • Управление закупками и материальными запасами,
  • Управление цепями поставок,
  • Складская логистика,
  • Информационные технологии в логистике.

Стрелочки из самолета идут над землейВ некоторых учебных заведениях в программу включают Стратегическую логистику, курс, охватывающий всю логистику с позиции стратегии развития компании, ее связь с развитием маркетинга в компании.

Основы логистики вводят слушателей в понятийный аппарат управления основными компонентами: закупочной, транспортной, производственной и распределительной логистики. В этом предмете слушателей знакомят с проблемами современной логистики и определяют место этой дисциплины в теории международных перевозок. Здесь же дают представление о месте логистики в системе управления компанией, ее связи с маркетингом компании.

Управление закупками и материальными запасами  

Управление закупками включает различные типы приобретений и виды соответствующих работ:

  • закупку,
  • аренду,
  • выполнение по контракту
  • выбор поставщиков,
  • проведение переговоров,
  • согласование условий,
  • экспедирование,
  • мониторинг показателей работы поставщиков,
  • грузопереработку материалов,
  • транспортировку,
  • складирование
  • приемку товаров, полученных от поставщиков.

В данном курсе слушатели учатся выбирать структуру для осуществления закупочной деятельности и знакомятся с типовыми процедурами управления снабжением компании, такими как:

  • Анализ потребностей;
  • Определение и оценка требований к закупаемым материальным ресурсам;
  • Исследование рынка закупок;
  • Осуществление закупок и контроль поставок;
  • Бюджетирование закупок;
  • Связь с другими подразделениями компании.

Управление цепями поставок

Схема логистики

Цепи поставок, состоят из 4 основных звеньев: «Производитель – Дистрибьютор – Розничные сети — Покупатель». Воздействие производителя на покупателя напрямую практически невозможно, но вполне возможно взаимодействие с розничными сетями, и тот из производителей, кто наладит первый это взаимодействие, получит преимущества в реализации своей продукции. Этот процесс отладки взаимодействия по данной цепи является основным предметом данного курса MBA. Слушатели изучат основные логистические системы, используемые лидерами в этой области.

Складская логистика

Складская логистика в курсе MBA является составляющей логистической цепи, где она может быть промежуточным звеном или конечным пунктом в этой цепи. Поэтому склады в этой цепи подразделяют на производственные и товарные склады. Производственные склады являются промежуточным звеном в логистической цепи, даже если это склад готовой продукции. Товарные склады предназначены для специального хранения товаров, и это является основным видом коммерческой деятельности для них.

Современная система складирования достаточно сложный набор оборудования, комплектации груза, систем их хранения и перемещения, а также информационной системы хранения товарной массы. Поэтому слушателей данного курса знакомят с местом склада в логистической системе, требованиями к оснащению современных складских систем, предлагают механизм выбора системы складирования и экономическую оценку такого выбора.

Информационные технологии в логистике

Компьютеризация производства и управления им коснулась и логистики. Потоки товаров и методы их перемещения, хранения и обработки информации о них невозможно осуществить без новых информационных технологий. На этом основании возникла информационная логистика, в которую входят:

  • Информационные технологии,
  • Интернет - технологии,
  • Технологии обмена массивами данных,
  • Технологии бесконтактной идентификации.

В этой области созданы и развиваются аппаратно - программные комплексы, которые обладают искусственным интеллектом и управляют в автоматическом режиме всеми процессами по логистической цепочке и оптимизируют эти процессы по заданным критериям.